Журнал

«Маша и Медведь» — сегодня один из самых популярных сериалов



  • На днях из Москвы в Ярославль в очередной раз отправился в плаванье необычный теплоход — с участниками и гостями анимационного русско-украинского фестиваля «КРОК». Этот традиционно плавучий фестиваль — самый старый на постсоветском пространстве международный смотр мультипликации, который отказывается идти ко дну: ему удалось пережить и распад СССР, и украинский кризис. На этот раз «КРОК» собрал на борту корабля студентов-аниматоров со всего мира, а также огромную программу: 139 короткометражных мультфильмов из 27 стран мира. 


    Российской анимации в конкурсной программе «КРОКа» как всегда очень много: 21 фильм. В былые годы нередко возникала мысль, что «КРОК» отбирает такое количество российских работ скорее из чувства патриотизма, а не в силу их качества, но теперь все иначе. Русская анимация нынче в моде не только здесь. Только в России об этом по-прежнему догадываются далеко не все. 



    ГРОМ ПОБЕДЫ 


    За последние пару лет новости о победах российской мультипликации появляются чуть ли не каждую неделю. Константин Бронзит со своим мультфильмом «Мы не можем жить без космоса» получает престижные призы и номинируется на «Оскар», а «Маша и Медведь» входит в американские топы и бьет все рекорды по просмот-рам на YouTube. «Смешарики» заключают звонкий контракт в США и показывают невероятные результаты в Китае, а «Снежная королева» собирает миллионные доходы в Корее. «Фиксики» тоже начинают завоевывать мир, создателей сериала «Летающие звери» приглашают выступить в ООН, а фестиваль в Сиане (Китай) вдруг устраивает внушительную сессию, посвященную возможностям совместного производства Китая с Россией. 



    И фестивали теперь радостно откликаются на предложения российских специальных программ, просят присылать больше работ на отбор. В Хиросиме в конкурсе анимационного фестиваля 2016 года российских фильмов было 7 из 60, и даже на главном мультипликационном смотре в Анси (Франция), традиционно недоброжелательном к нашим фильмам, Россия была представлена лучше обычного: не только короткометражками, но также сериалами и даже полнометражным фильмом. 



    Успехи эти и приятны, и удивительны одновременно, ведь российская анимационная индустрия выглядит более чем скромно. Так что, обсуждая возможности российско-китайского совместного производства, нет-нет да и поймаешь себя на мысли, что объемы нашей анимации меньше объемов китайской ровно в сто раз. Согласно исследованию компании Movie Research, в 2009–2012 годах в России выпускалось около 3 тыс. минут анимации в год (в Китае, по данным на 2009 год, количество минут в год составляло 260 тыс., во Франции, согласно исследованиям CNC, к 2009 году цифра достигла 21 тыс. минут в год). Согласно последним исследованиям European Commission, Россия выпускает в 5 раз меньше анимационных полных метров, чем США или Япония, в 2,5 раза меньше, чем Франция или Китай. 



    В том же Сиане заходишь на крупную студию, а при ней — курсы, на которых доучиваются выпускники киношкол, чтобы приступить уже к практической работе. Курсы длятся полгода, обучаются на них 400 человек. То есть 800 человек в год выпускаются на отдельно взятых курсах в одном не самом крупном китайском городе. И это в 2,5 раза больше, чем во всей России (если опираться на данные все тех же MR). Всего же в Китае единовременно обучаются анимации более 100 тыс. человек.