Друзья, предлагаем Вашему вниманию, интервью которое мы взяли у Константина Эдуардовича Бронзита. В котором, узнали его взгляд, на профессию режиссер анимации, и на анимацию в целом.
Константин известен всем нам, как режиссер анимации по картинам: На краю земли, Алёша попович и Тугарин Змей, Уборная история - любовная история, Правдивая история о трёх поросятах, Мы не можем жить без космоса и другие...
1. Константин, дайте, пожалуйста, Ваше личное определение профессии режиссера в анимации?
Это человек с чрезмерными амбициями, который вечно заблуждается по поводу значимости своей персоны. Но анимация тут не при чем - это относится ко всем режиссерам без исключения.
2. Кто были Ваши учителя?
С учителями мне повезло. Непосредственно учился у Хитрука, Татарского, у Толи Прохорова. Но тут есть нюанс. Какой-то мудрый человек сказал: настоящий учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся. И в этом смысле все те выдающиеся режиссеры, чьи фильмы я смотрел и штудировал и чьи тексты я читал, являются моими учителями. Например, мне не довелось впрямую учиться у Норштейна, но этой мой учитель.
3. Было ли какое-то переломное событие, которое определило Ваш путь?
Про который из моих путей вы спрашиваете? Если вы про профессию, то я уже много раз об этом рассказывал: мне было восемь лет, когда какой-то одноклассник показал мне прикол создания "мультфильма" на страницах блокнотика. Формально всё началось с этого момента. Но даже если бы этого момента не случилось, разве мой путь был бы другим?
4. Как из Вашего жизненного багажа, Вы выбираете то, на что откликнется зритель?
Увы, я понятия не имею, на что откликнется зритель. Именно поэтому когда я делаю свой фильм, о "зрителе" я думаю меньше всего.
5. У Вас есть какой-то устоявшийся образ Вашего зрителя?
Есть. Это человек.
6. Для Вас кино это диалог или монолог. Если это диалог тогда зритель это слушатель или собеседник?
Кино - это либо исповедь, либо проповедь. В обоих случаях зрителю трудно быть собеседником. Экран не умеет слушать.
7. Что происходит с Вашим внутренним состоянием, когда Вы закончили фильм?
Я испытываю стыд и страх, что, возможно, я сделал какое-то г.. Это одна из причин, за что я не люблю эту профессию.
8. Как автору кино быть максимально честным перед собой (не подстраиваться под веяние моды, политики и т.п. )?
Хм, нужно не подстраиваться под веяния моды, политики, и т.п.
9. Где по-Вашему грань между шедевром и посредственностью?
Чаще всего достаточно посмотреть всего пару минут фильма, чтобы понять, что перед тобой посредственность. Посредственность легко поддается школярскому анализу. Но когда вы сталкиваетесь с шедевром, никакой анализ вам ничего не даст для понимания тайны - каким образом из вроде бы известных вам ингредиентов автору удалось вывернуть вас наизнанку. Эманация духа не раскладывается по полочкам.
10. На сколько велики шансы на успех, у тех людей которые пытаются стать режиссерами без образования?
Их почти нет, этих шансов.
11. Расскажите, пожалуйста, как Вы работали над аниматиком, а именно, составляли сцены и строили эмоциональный ритм картины. Известно так же, что Вы вычисляли сцены с секундомером. Расскажите, пожалуйста, подробности этих этапов работы.
Известно, что с секундомером? Мне самому это не известно. Возможно, я и пользовался секундомером лет 25 назад, когда только начинал делать свои первые шаги в мультипликации, но сегодня... Вы же задаёте вопрос, на который невозможно ответить в формате интервью, потому что для ответа мне придется читать целую лекцию. Иной режиссер на моем месте уже сел бы за написание книги о том, как он создавал этот фильм. Я же такую книгу едва ли напишу, потому что мне интересна чужая кухня, но не своя. Скажу лишь, что именно на работу над аниматиком я и потратил львиную долю времени, ушедшую на создание этого фильма - то есть примерно три года из 4,5 лет. Я тасовал эпизоды буквально, как колоду карт. Какие-то из них выкидывал, какие-то рисовал и добавлял. На что я ориентировался? Исключительно на свой опыт и интуицию. А на что же еще?! Но, конечно, иногда спрашивал совета у друзей, которым доверяю в этом вопросе. Я искал лучшее композиционное решение из всех возможных вариантов. Есть мнения коллег, что так и не нашел. Но таким образом я хотя бы к нему приблизился.
12. Существует ли проблема поверхностного отношения к анимации?
Поверхностное отношение существует, но это не проблема.
13. На Ваш взгляд анимация это поэзия или ремесло?
А разве поэту для слагания рифм не надобно уменье, то есть - ремесло? Другое дело, что бывают стишки, а бывает поэзия. Так и в кино. Но в кино границы между голым "ремеслом" и истинной "поэзией" бывают так размыты, что сам черт ногу сломит.
14. Чего по Вашему не миновать каждому режиссеру?
Разочарования.
15. Какой отпечаток оставила на Вас профессия режиссера?
Я стал смелее, даже наглее. Пожалуй, всё. Не велик багаж, как видите.
16. Имеется ли у Вас собственная сверхзадача?
Конечно.
17. На что по-Вашему, режиссерам нужно обращать внимание в пре-продакшене?
Это вы про самое начало работы спрашиваете? На сценарий. И еще нужно постараться точно и очень честно перед самим собой понимать, чего ради вы всё это затеваете. Речь как раз о той самой собственной сверхзадаче.
18. Что Вы можете посоветовать начинающим молодым режиссерам?
Бросайте, пока не поздно! Но уж если собираетесь тянуть эту лямку, смотрите ответ 14, и не обижайтесь потом на весь мир. Есть, конечно, еще кое-что: выходите из зоны комфорта, ищите (не формально!) профессиональное слово критики. Оно ранит, но умение держать удар - показатель вашей профессиональной зрелости. Только регулярное критическое слово если не спасет вас, то хотя бы убережет от пролонгации вашего инфантилизма.
Комментарии